Катакомбы Петрикирхе, Прошедшие мероприятия

Выставка «Валентин Самарин – ровесник века. Свет и серебро Времени»

ВЫСТАВКА ПРОДЛЕНА ДО 10 СЕНТЯБРЯ

Мероприятие: Выставка «Валентин Самарин – ровесник века. Свет и серебро Времени»
Время проведения мероприятия:

25 августа (открытие выставки 18.00) , 26 августа — 10 сентября 2023, с 12:00 — 20:00.
Место проведения мероприятия: Катакомбы Петрикирхе

Вход — платный


Программа выставки:

Творческий вечер Валентина Самарина — 28 августа 21.00
Концерт. Музыкальный проект LOOM — 29 августа 21.00
Кинопоказ «Снег, сестра и росомаха» — 30 августа 21.00
Лайв-концерт Павла Додонова — 31 августа 21.00
Кинопоказ «Наследие» — 2 сентября 21.00
Кинопоказ экспериментальных фильмов «Алхимики кино» — 4 сентября 21.00
«Sanki и иные медиа». Лекция Алексея Родионова — 5 сентября 21.00

Финисаж — 10 сентября 20.30

Информация о выставке:

Выставка серебряной фотографии, живописи, текстов легендарного художника, работающего в технике Sanki’, 95-летнего Валентина Тиля Самарина, открывается в Катакомбах Петрикирхе. Представление работ Самарина дополнится аудио- и видеоинсталляциями, артефактами.

Неутомимый искатель возможностей фотоизображения, нацеленный на проявления мистического Света и Времени, Самарин считает искусство Sanki’ самым непознанным и божественным искусством.
Как говорит художник, это не просто совмещение нескольких изображений. Sanki’ начинаются тогда, когда в этой суперпозиции происходит настоящее чудо, когда возникающее изображение начинает преображаться. Фотографию Sanki’ невозможно повторить, даже если используются одни и те же негативы, фотобумага или химические составы. Это не копии, а всегда новое изображение, несущее свою энергию, — по максиме Самарина о том, что все единственно и абсолютно. Иногда Валентин называет свои Sanki’ «Белыми Иконами», … образы и лики, которые могут восприниматься особенно глубоко и близко теми зрителями, которые настроены на постижение тайн новых вселенных.
«Я сидел в поезде, ехал на дачу в Лугу, перекладывал свои работы, рассматривал, — рассказывает Самарин, — и некий голос мне сказал: «Это Sanki’».

«Sanki’ — это касание Божественного» — говорит художник. А человека, который несет в себе эту тайну, создает Sanki’ и способен увидеть Sanki’, Тиль называет Sanka’.

Валентин Самарин больше 20 лет прожил во Франции, фотографировал известных деятелей культуры: Иосифа Бродского, Галину Вишневскую, Мстислава Ростроповича, Виктора Некрасова, Юрия Любимова, Алексея Хвостенко и других. Часть портретов будет представлена на выставке — изображения живые, дышащие, где в смещении цвета и форм происходит прорыв в иные слои реальности.

За 35 лет (10 в Ленинграде, 25 в Париже) Самарин сделал 20 тысяч негативов и около 10 тысяч фотографий. Более половины — это балет и пластический театр. Самарина всегда завораживал танец, фигуры в запечатленных им в сценах из балетов Леонида Якобсона, Бориса Эйфмана, Мориса Бежара, Ролана Пети, Пины Бауш, Филлипа Толляра — это летящие всполохи света, энергетические заряды, траекторию которых можно увидеть внутренним зрением как продолжение представленной картинки. Свет Катакомб проявит новые ощущения и смыслы Самаринских Sanki’.

Задачей выставки является не столько представить творчество Валентина Самарина по четким временным этапам, сколько дать в эмоциональной и философской полноте объем его искусства, выстроить цельный образ из разных ипостасей мастера и попытаться интерпретировать Sanki’ в иных медиа. Импульсом для выставки-инсталляции послужило создание фильма Алексея Родионова «Белая Рукопись» о Валентине Самарине и искусстве Sanki’.
«…таким образом, это возможность проникнуть не только в мастерскую Самарина, но и в лабораторию создания фильма о нем, которая станет также и декорациями кинокартины» — отмечает режиссер.

Катакомбы Петрикирхе выбраны местом проведения выставки неслучайно. И это не первый опыт выставки Самарина в сакральном пространстве: четверть века назад большой живописный холст «Белая Икона» на протяжении трех месяцев висел в молитвенном зале лютеранской церкви в Бад Вимпфене в Германии. На этот раз лютеранская церковь, побывавшая в советское время бассейном, становится своего рода отражением судьбы самого художника. Изгнанный из СССР за рубеж за неугодное режиму искусство в начале 80-х, Самарин сегодня полноправный участник Петербургской художественной жизни, в родном городе его любят и ценят. Так они преодолели жёсткую ломку времени: касающийся божественного художник и немецкая кирха, возвращенная верующим, — вновь обитель для чувствительных и тонких душ, готовых слушать органные концерты, ходить на проповеди, смотреть спектакли, становиться зрителями и участниками художественных выставок.